RuBroad.ru

Все о высокоскоростном интернете в России. Провайдеры, технологии, возможности

Воскресенье, 11 Декабря

Последнее обновление:09:45

RSS
Вы здесь: Журнал Материалы компаний «Укртелекома» бояться – в интернет не ходить

«Укртелекома» бояться – в интернет не ходить

E-mail

«Укртелекома» бояться – в интернет не ходить

Развитие тарифов «Укртелекома» на аренду интернет-каналов для провайдеров вызвает странную и немного нелогичную реакцию со стороны интернет-сообщества. 

Виктор Корк, «proIT»

Казалось бы, если тарифы падают в три-пять-семь раз - это позволит клиентам госкомпании, то бишь – провайдерам – или тоже снизить цены, чем привлечь много новых клиентов и увеличить трафик, или просто тупо увеличить свою рентабельность.

Однако ряд членов интернет-сообщества в газете «КоммерсантЪ Украина» выразил мнение, что «Укртелеком» таким образом демпингует и вытесняет с рынка мелких провайдеров. Вот такой загадочный «Укртелеком».

Без ста строк не разобраться. Итак. Что, собственно, сделал государственный оператор?

Раньше канал в 1 Мбит/с обходился клиенту от 3166 гривень абонплаты в месяц (пакет «Эконом», без учета трафика) или в 6110 гривень в месяц (пакет «Бизнеc», включено 32 Мб трафика), до 17,5 тыс. грн. в месяц (пакет «Премиум», неограниченный трафик) Озакомиться можно здесь (правда, Тарифы на IP-соединение по выделенной линии» на сайте «Укртелекома» традиционно указаны без НДС).

Согласно новому тарифному предложению «Сетевой транзит» (на том же сайте, в самом конце), мегабитный канал обойдется от 1852 до 2778 грн. в месяц (без учета трафика, и в зависимости от того, идет этот трафик из Украины, ближнего или дальнего зарубежья (введено три тарифных зоны). То есть, если раньше за аренду канала провайдеру приходилось выкладывать тысячи долларов, то теперь счет пошел на сотни.

Новые тарифы «Укртелекома» стали своеобразным ответом на разрушение его монополии на рынке каналов передачи данных, в том числе на трансграничные переходы. Раньше монополия позволяла компании удерживать высокие цены. Так, в 2004 году доход «Укртелекома» от аренды каналов составил 534,5 млн грн, или 8.7% от общего дохода компании. Однако затем свои международные переходы построили «Укомлайн» (на Франкфурт), Wnet (на Прагу), мобильные операторы– «Киевстар» и UMC. Трансграничными переходами владеют сегодня также «Евротранстелеком» и «Датагруп». Доходы «Укртелекома» от предоставления каналов в аренду начали снижаться.

По оценкам того же «Коммерсанта-Украины», сегодня до 30% участников рынка арендуют каналы у альтернативных операторов, а государственная компания теряет несколько миллионов гривен дохода ежемесячно. Естественно, снижение абонплаты в разы замедлит этот отток.

Но почему в результате, как пишет местный «КоммерсантЪ», вынуждены будут уйти с рынка мелкие и средние провайдеры? Ведь интернет для них становится дешевле! А значит, растет рентабельность. Другое дело, если бы «Укртелеком» начал обваливать демпингом рынок корпоративных и индивидуальных пользователей, в разы снизив цены, например, на ADSL или dial-up. И оставив без изменений базовые цены на аренду каналов. Тогда бы рентабельность мелких провайдеров упала, и они действительно начали бы лопаться.

Председатель Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова, которая и спрогнозировала в «Коммерсанте» передел рынка, отвечая на вопрос «proIT», почти согласилась с тем, что для провайдеров снижение цены - это хорошо. «Но если «Укртелеком» будет предлагать низкие цены для конечного потребителя - это плохо. Мелкий и средний бизнес будет вытеснен, они просто не устоят на рынке», - говорит Т.Попова. «На рынке нестабильная ситуация. Резкое снижение цен - это всегда плохо для рынка» – уточняет она.

Впрочем, по мнению Поповой, цены на внешние каналы не играют решающей роли для рентабельности провайдеров. «У провайдера, который работает на конечного пользователя, который должен обеспечить соответствующий уровень обслуживания, основная нагрузка - это зарплаты специалистов, тех же сисадминов. В Украине - высокие зарплаты IT-специалистов. И вот этот фонд заработной платы составляет большую долю в структуре затрат компании. Ведь качественное обслуживание клиента - это сервис, круглосуточная поддержка, амортизация оборудования (бесплатное подключение клиента, что предлагают сейчас многие провайдеры, происходит за счет компании). Для этого необходимы хорошие специалисты. Стоимость каналов ранее составляла - 30-40% в структуре затрат компании, поэтому даже если сегодня она снизилась до 20%, то это не означает снижения цен на конечном рынке».

Снижение «Укртелекомом» стоимости аренды каналов «несомненно отразится на конечном потребителе», – считает руководитель компании «Релком» Алексей Бурсук. – «Цены уже начали снижаться. Снизилась себестоимость интернета для конечных пользователей. Что в этом плохого? Никто не выступает против снижения цен».

По мнению Бурсука, поскольку на рынке появилось несколько компаний, сдающих в аренду собственные каналы, снижение цены вполне закономерно. «У «Укртелекома» эти емкости появились раньше, и это его дело, по какой цене продавать свой интернет. Чего больше в этом снижении цен - желания захватить рынок, или хоть как-то пристроить свои неликвиды - я не знаю, это надо спрашивать в «Укртелекоме», – говорит А.Бурсук.

В самом «Укртелекоме» тоже не считают, что рынок пострадает. «Крупные провайдеры одобрительно отнеслись к этой инициативе» - приводит «КоммерсантЪ Украина» слова заместителя председателя правления по вопросам маркетинга и продажам услуг Игоря Сиротенко. Не считают в компании новые тарифы и демпинговыми. По мнению того же Сиротенко, «рентабельность остается на интересном уровне».

Пожелавший остаться неизвестным источник внутри компании также подтвердил proIT, что снижение цен на доступ в интернет для крупных потребителей произошло из-за прихода на рынок других операторов. «Пришли другие операторы и цена снизилась. Что мы можем сделать, если такая цена стала на рынке. Мы такая же компания, как и все», – сказал источник. - «Не знаю, кто там протестует против снижения. Протестовать против снижения цен - это дурость. Когда цена снижается на рынке - все нормально, а как только «Укртелеком» что-то делает - все начинают протестовать…».

Что касается возможностей «Укртелекома» снизить цены и для конечных пользователей, то представитель компании отметил, что на страже интересов рынка стоит АМКУ. «Многие операторы предоставляют более низкие цены, чем мы. Но мы пока не собираемся ничего менять в тарифах для конечных пользователей», - рассказал он.

Мнение о том, что выход «Укртелекома» на интернет-рынок обрушит его и уничтожит всех мелких провайдеров, широко обсуждалось еще лет пять-шесть назад, когда «Укртелеком» только начал развивать этот проект. Услуге «Беспарольный доступ», когда за интернет платишь вместе с телефоном, прочили роль «убийцы рынка diаl-up». Тем не менее, количество небольших провайдеров с тех пор только выросло с 200-300 до 600-700. Катастрофические прогнозы звучали и когда «телеком» вводил технологию DSL. Однако сегодня на многих АТС стоят DSL-стойки как «Укртелекома», так и других провайдеров, и услуга эта стремительно развивается.

То есть, реально обвалить рынок «Укртелекому» не удалось пока ни разу. Тарифы на «беспарольный» dial-up (с учетом «поминутки») не ниже, чем на dial-up с call-back (т.е. без «поминутки») у других провайдеров. То же и с DSL: стоимость владения каналом с учетом стоимости трафика не ниже, чем у многочисленных конкурентов. Хотя ресурсы для снижения тарифов для конечных пользователей у компании, несомненно, есть. Прежде всего, потому что она большая. И введи она их в действие – всем небольшим компаниям придется затянуть ремни.

Почему «Укртелеком» этого до сих пор не сделал? Вряд ли из-за боязни Антимонопольного комитета. Скорее всего, помешала неэффективная система менеджмента, отсутствие единой стратегии развития бизнеса. «Укртелеком» никак не может решить, кто он: крупнейший провайдер, телефонный оператор, владелец самой мощной в стране первичной сети или одно из подразделений Минсвязи СССР. Интернет-услуги, хоть и признаются руководством компании перспективными, не являются приоритетом номер один в ее развитии.

Много раз высказывалось мнение, что «Укртелекому» имеет смысл отказаться от обслуживания конечных абонентов, затратной службы сервиса (которая у него все равно работает хуже, чем у частных операторов). И сосредоточиться на продаже базового ресурса – пропускной способности магистральных каналов компании. Благо, первичная сеть ее сегодня все-таки мощнее и разветвленнее, чем у конкурентов. А продажей услуг конечным потребителям пусть занимаются частные провайдеры интернета и местные телефонные операторы. И сервисом, и работой с неплательщиками, и телефонизацией заодно. И получают за это свою прибыль – разницу между собранными с абонентов-клиентов деньгами и платой за каналы. И обновление тарифной линейки «Укртелекома» для корпоративных пользователей хорошо в эту концепцию ложится. Другое дело, что до конца ее никто не доведет.

Так что не стоит, наверное, деятелям интернет-сообщества Украины привычно вскидываться в ответ на любое телодвижение одиозного «Укртелекома» на рынке. «Укртелеком» уже не тот, что был во времена Станислава Довгого, когда, кроме демпинга, его руководство могло придавить конкурентов админресурсом. Вот и Антимонопольный комитет скоро признает, что госкомпания – более не монополист во многих подсегментах телекоммуникационного рынка. Наиболее, кстати, доходных – «международке» и «междугородке». Да и по интернет-доступу тоже. Даже жалко немножко: на борьбе с монополизмом «Укртелекома» так удобно было зарабатывать себе политические дивиденды и имя в интернет-сообществе.

{mos_sb_discuss:8} 

 

Добавить комментарий

Обращайтесь к посетителям сайта так, как вы хотите чтобы они обращались к вам


Защитный код
Обновить

Используете ли вы Wi-Fi?









Итоги