«Широкую полосу» для выхода в интернет на работе и дома по данным конца
2005 г. регулярно использовали 5,5 млн россиян. «Широкополосники»
составляют 53% всей российской недельной интернет-аудитории в 10,3 млн
человек. При этом, Россия – третья по темпам роста широкополосных
подключений в Европе и восьмая – в мире. К этим выводам пришли
исследователи
По словам Бориса Овчинникова, аналитика J'son & Partners,
исследование основывается на анализе данных нескольких источников.
«Основные – это онлайн-исследования МАСМИ (с выборкой в десятки тысяч
человек), данные самих провайдеров и оценки наших партнеров-экспертов
по отдельным регионам, - сообщает Борис. - Один из главных плюсов
отчета как раз и состоит в том, что мы совместили и сопоставили разные
данные и источники». Если в большинстве стран самой распространенной технологией
подключения является ADSL, а в Северной Америке преимущественно
используются сети кабельного ТВ, то в России чаще всего выбирают
кабельные Ethernet-сети. В конце 2005 года на долю Ethernet-провайдеров
приходилось 62% «домашних» широкополосных подключений, в то время как
ADSL предпочли 32% абонентов, а сети кабельного ТВ – только 6%. Число пользователей широкополосного доступа увеличилось за
прошлый год в основном за счет роста домашних подключений, которые
составили 4/5 из 47% общего прироста в подключениях. Если в 2004 году
дом был основным местом доступа для 25% «широкополосников», то в 2005 -
уже для 42%. В целом, рост домашних подключений увеличился более чем на
750 тысяч – 1335 тыс. российских домохозяйств имеет высокоскоростной
доступ к интернету. При этом, 51% указанных домохозяйств (680 тыс)
приходятся на Москву. Второй по масштабу региональный рынок – подмосковный, на его
долю приходится около 10% от общего объема домашней «широкой полосы».
Менее 5% пришлось на долю Санкт-Петербурга, остальные «проценты»
рассеяны по Свердловской, Челябинской, Ростовской, Красноярской,
Новосибирской и других областях (перечислены в порядке убывания
количества подключений). Однако именно в регионах была отмечена
наибольшая динамика роста. Так, если в Москве с областью и Петербурге
количество подключений за год выросло примерно на 75%, то в других
регионах рынок стал больше в 2,5 раза. А рынок домашних подключений – в
3,2 раза. Говоря о прогнозах широкополосного охвата на 2006 год, эксперты
J'son & Partners, называют цифру в 2,4 млн – это 80% роста при
объемах рынка примерно в $350 млн. В отчете сообщается, что в 2006 году
роль регионов как основного источника новых подключений к быстрому
интернету окончательно утвердится.
«В регионах, даже во многих больших городах, по-прежнему
актуален вопрос обеспечения потенциальных пользователей технической
возможностью подключиться, - комментирует Борис Овчинников. - Во многих
городах кабельные и оптоволоконные сети еще крайне неразвиты, да и ADSL
доступен не везде. Так что первым трендом будет активное строительство
сетей и успех тех компаний, которые не побоялись или не побоятся в
ближайшем будущем первыми в определенном городе вложиться существенно в
этот рынок».
«Второй ключевой тренд, – продолжает Борис, - это иная, чем в
Москве, структура спроса. Если в Москве основное – это доступ в
Интернет, то в регионах внешний трафик по-прежнему дорог, и если мы
говорим о «домовых» сетях, то едва ли не для половины их аудитории
основной потребляемой услугой является локальный контент ( ftp -сервер)
и локальные сервисы (коммуникативные и онлайн-игры).
И третий тренд – трафик в регионах по-прежнему дорогой,
но все же он постепенно дешевеет. И это увеличивает как пространство
для активного и нестандартного маркетинга региональных провайдеров, так
и значимость неценовых критериев (качество услуги, сила бренда) в
конкурентной борьбе». «Очень интересный и важный отчёт, - говорит Леонид Делицын, аналитик «Вообще, сейчас многие эксперты уверены, что ближайшие годы -
это годы распространения широкополосного доступа, который потянет за
собой мулитимедийный контент, интерактив, многопользовательские игры и
видео, - комментирует Леонид. - Отдельный интерес представляет вопрос о
конкуренции ADSL и Ethernet. Согласно отчёту J'Son & Partners,
который в значительной степени базируется на данных онлайн-опросах
MASMI Research, россияне пользуются Ethernet вдвое интенсивнее, чем
ADSL. В ноябре на Рамблере были проведены два довольно крупных опроса ( По материалам